Любой самодельщик, который работает с металлом, знает, что в серьезных кинематических механизмах и в работающих на хороших оборотах технических устройствах важнейшее значение имеет твердость и износостойкость работающих на трение и на нагрузки сжатия- растяжения, или кручения, деталях. И тут встает вопрос- а как сделать детали и элементы механизмов из стали или чугуна твердыми и износостойкими? Ответ на этот вопрос крайне непростой. До недавнего времени серьезные процедуры термохимического упрочнения деталей из стали и чугуна малым частным заказчикам, которыми являются все самодельщики, оказывались практически недостижимыми.
Тем более, что все наиболее распространенные виды термического или термохимического упрочнения стальных – чугунных деталей проводятся при весьма высоких температурах (800-900 °С) что приводит к изменению геометрии деталей. Такие параметры характерны для закалки, цементирования, и прочих подобных технологий. А это весьма неприятно для таких деталей, как цилиндры и поршни двигателей, либо поверхности шнековых пар. К этому нужно прибавить то, что обычно малые- штучные заказы от индивидуальных заказчиков, термические участки крупных предприятий никогда не принимали.
Но вот в последние 10- 15 лет начала активно развиваться технология ионно-плазменного азотирования, в которой термо- химическое упрочение стальных и чугунных деталей происходит при относительно невысоких температурах (500-550 °С). О технологии смотри тут.
При этом кроме чисто механического упрочнения поверхности деталей, появляется их антикоррозийная устойчивость, а так же значительное уменьшение коэффициента трения их поверхностей. Последние свойства оказываются крайне ценными для цилиндров насосов, или шнековых пар, которые перемещают влажные смеси и продукты и проч.
Установки для ионно — плазменного азотирования достаточно быстро проводят процесс азотации- т.е. упрочения поверхностей деталей, и бывают весьма небольших размерностей, что позволяет выполнять без ущерба для цены услуги по термоупрочению даже при небольших частных заказов. Именно поэтому в последние годы этими услугами начали пользоваться небольшие авторемонтные мастерские, которые подвергают упрочнению поверхностей при ремонте автомобильных двигателей коленчатые валы и распределительные валы, поршни или гильзы цилиндров.
После такой обработки эти детали резко увеличивали ресурс своей службы, и отремонтированные двигатели с подвергнутыми азотированию деталями работают даже лучше, чем новые моторы. Все это происходит из-за уменьшения потерь на трение, которые дают подвергнутые азотированию детали.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.