Психологическая подготовка стрелковХорошая техническая и физическая подготовка спортсмена еще не гарантирует ему успеха в соревнованиях. Не случайно поэтому в последнее время все большее внимание уделяется психологической подготовке спортсмена стрелка который предпочитает в повседневной охоте прицел Pulsar Helion XQ50F.

Начнем с понятия психологической готовности спортсмена к соревнованию. Она характеризуется следующими признаками.

Наличием благоприятного отношения стрелка к предстоящему соревнованию. Оно включает в себя:

а) уверенность в возможности показать запланированный результат;

б) заинтересованность в участии в соревновании, как по мотивам личного, так и общественного порядка, что характеризуется формулой: «Должен, хочу, могу».

Наличием предстартового эмоционального состояния, называемого «боевой готовностью», при котором на фоне общего эмоционального подъема, легкого волнения, спортсмен сохраняет ясность и связность мыслей, контроль за своими действиями, стремление к выполнению поставленной задачи.

Наличием у спортсмена умений и навыков управления своим эмоциональным состоянием (средствами самовнушения, разминки, упражнения на расслабление и др.), категоричностью целевой установки стрелка, несмотря на отдельные неудачи (например, промахи) и, наконец, помехоустойчивостью стрелка относительно воздействия на него различных внешних факторов и неожиданностей.

Большое значение для создания благоприятного отношения стрелка к выступлению в соревновании имеет постановка задачи тренером и руководством команды. Например, заслуженный мастер спорта стрелок-пистолетчик Б. Умаров считал целесообразным ориентировать стрелка при выступлении на ответственных соревнованиях не на наивысший результат, а на среднетренировочный. Та кая цель воспринимается стрелком, как посильная, достижимая. И в конечном счете помогает стрелку достичь паи лучших результатов. Напротив, требование показать рекордный результат, да еще при условии письменного обязательства (что нередко практикуется в сборных командах) порождает у стрелка при первом же промахе боязнь невыполнения взятого обязательства, нервозность. Это нередко и приводит к ухудшению результатов стрельбы.

Мы разделяем точку зрения Б. Умарова по этому вопросу, однако делаем это с некоторыми уточнениями. У стрелка по летящим мишеням речь должна идти не о среднетренировочном результате, а о среднем результате контрольных прикидок и соревнований, предшествующих основному соревнованию, на выступление в котором настраивается стрелок.

Одним из факторов, отрицательно влияющих на психологическую настройку спортсмена, является неоднократное напоминание ему незадолго до начала соревнований о необходимости показать хороший результат, о возможных неблагоприятных последствиях для команды и для него самого в случае срыва в этом выступлении. Вред такой «накачки» заключается в том, что сознание спортсмена в результате неоднократных напоминаний концентрируется не на деловой стороне соревнования (техника и тактика стрельбы), а на этих самых неблагоприятных последствиях. В конечном счете это мешает свободной, непринужденной стрельбе, приводит к дезавтоматизации навыков.

Отрицательное влияние фактора новизны (непривычные полеты мишеней, необычность грохота выстрелов в зависимости от покрытия площадок, необычность освещения, фона и т. д.) в стрельбе по летящим мишеням сказывается двояко. У стрелка в ответ на новизну обстановки возникают неизбежные в этом случае безусловно рефлекторные ориентировочные реакции, которые по закону отрицательной индукции нервных процессов отрицательно сказываются на протекании тонко координированных двигательных реакций стрелка, то есть на производство выстрела.

Чаще всего это проявляется в затягивании выстрела, в рывках, что неизбежно влечет промахи, Резкое нарушение стереотипа (привычных условий) может послужить само по себе (даже без неутешительных результатов первых выстрелов в серии) источником возникновения отрицательных эмоций (чувства беспокойства, растерянности, сомнения).